Права ребенка в Республике Беларусь
Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелости ребенка, а, следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.
Дети – один из самых незащищенных и в ряде случаев обездоленных слоев населения. По данным ООН, из 6 млрд. человек, живущих на земле:
100 млн. детей проживают вне семьи, существуя за счет изнурительного труда, мелкого воровства, проституции, попрошайничества;
50 млн. детей выполняют вредную и опасную для здоровья работу;
120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно 3,5 млн. детей умирают от болезней, которые поддаются лечению;
в развивающихся странах около 155 млн. детей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;
миллионы детей, включая детей в богатых странах, подвергаются жестокому обращению, сексуальной эксплуатации, становятся жертвами бизнеса со стороны торговцев наркотиками.
Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства. Государство и законные представители детей должны обеспечить физическое, нравственное и духовное здоровье ребенка, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Дети – будущее нашей страны, и каждый ребенок является ценностью.
Определение прав ребенка логически определяется из основных идей Всеобщей декларации прав человека. В статье, посвященной детям, указывается, что «материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Для гармоничного развития личности ребёнок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей.
Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять в 1924 году Женевскую декларацию прав ребёнка.
Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 году Декларации прав ребёнка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Определение термина «ребёнок» дается в Конвенции о правах ребёнка 1989 года: «Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия раннее» (ст. 1 Конценции).
В цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях рассматриваются и решаются государством и обществом по меньшей мере на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просветительском, которые предлагают определенные конкретные правовые механизмы.
Законодательный уровень. Главным международным документом, закрепляющим права детей и защищающим их интересы является Конвенция о правах ребенка. На республиканском уровне в 1993 году принят Закон «О правах ребёнка».
Программный уровень. Подкрепляющей и конкретизирующей государственную правовую политику в области защиты прав детей и детства должна стать разработка специальных долговременных социальных программ. Программа «Дети Беларуси».
Управленческий уровень. Правовая политика в области защиты прав детей и детства не будет осуществляться целенаправленно, если на различных уровнях не будут функционировать социальные управленческие органы в интересах детей.
Исполнительский уровень. Функционально проблемами защиты детей и детства занимаются на местах органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также благотворительные, молодежные и детские организации и т.д. В некоторых городах созданы реабилитационные комплексы для подростков.
Просветительский уровень. Дело первоначальной важности – изучение и пропаганда Конвенции и Закона о правах ребёнка.
Права ребёнка являются нормативной формой его существования в обществе и взаимодействия с людьми, они упорядочивают связь ребёнка со взрослым миром, координируют деятельность взрослых по отношению к детям, смягчают противоречия, конфликты, способствуют сочетанию полноценной жизнедеятельности ребёнка с жизнедеятельностью других людей, здоровым развитием общества и функционированием государства